/  Статьи

Современные технологии реализации корпоративных психодиагностических методик: проблемы и решения.

Александр Ларионов, Екатерина Орел

Тезисы доклада, представленного А. Г. Ларионовым на конференции «Психологическая диагностика и тестирование персонала», Москва, 2005

Корпоративные психодиагностические методики – это такие способы оценки и отбора персонала, с которыми в качестве испытуемых работают сотрудники организации – группы людей, результаты которых требуют совместной обработки (например, тесты, опросы, социометрия). Реализация методики – способ ее проведения в широком смысле, и конкретное технологическое программное решение в частности. В этом докладе будут рассматриваться проблемы реализации корпоративных методик в контексте взаимодействия заказчика (обследуемой организации) и исполнителя (организации, проводящей обследование).

Способ, каким проводится методика в организации, способен серьезно повлиять на качество результатов. Грамотная реализация современных психодиагностических методик – серьезная задача, заслуживающая отдельного рассмотрения. Большинство проблем при выборе способа реализации возникает из-за объективно существующего противоречия между пожеланиями и требованиями заказчика с одной стороны и возможностями и долгосрочными интересами исполнителя с другой.

Если рассмотреть возможные технологические решения при реализации методик, то можно выделить:

  1. Бланковые версии – респондентам раздаются бланки, на которых они отвечают на поставленные вопросы или выполняют задания. Затем информация с этих бланков вводится в компьютер, с помощью которого и происходит обработка данных. Это наиболее затратный по времени и ресурсам способ реализации методики.
  2. «Традиционные» однопользовательские локальные реализации – на все компьютеры, где будет проходить тестирование, устанавливается программа, которая предъявляет респонденту вопросы и сохраняет его результаты. Затем результаты всех респондентов вручную копируются на компьютер, с помощью которого будет происходить обработка данных. Этот способ неудобен тем, что сбор протоколов ведется вручную, несмотря на компьютерную реализацию методики и есть риск потерять нужную информацию.
  3. Реализации методик в локальной сети с хранением единой базы данных – На компьютеры локальной сети устанавливается программа. Все ответы респондентов по сети автоматически сохраняются на сервере - специально выделенном для этих целей компьютере и сразу объединяются в базу, с которой удобно работать при подсчете результатов. Недостаток у этого способа один - необходимость установки специальной программы на все компьютеры, на которых будет проходить тестирование.
  4. Использование корпоративного Web-портала для работы с методикой – этот способ реализации похож на предыдущий, с той разницей, что вместо установки программы на все компьютеры сети, на корпоративный портал устанавливается Web-сервер. Респондент обращается к нему через Web-браузер, отвечает на вопросы и отправляет результаты на сервер, где они собираются в единую базу. При всем удобстве такого варианта для заказчика (не нужно устанавливать дополнительного программного обеспечения, все результаты надежно хранятся внутри компании), эта схема не совсем выгодна исполнителю: современные сетевые технологии не позволяют должным образом защитить методику от нелегального использования и копирования.
  5. Использование Web-сервера исполнителя – от предыдущего варианта этот способ отличается тем, что Web-сервер устанавливается на компьютере исполнителя. Это позволяет исполнителю защитить методику, но создает дополнительные трудности заказчику: результаты тестирования его сотрудников хранятся и обрабатываются вне организации, и нужно дополнительно решать вопрос о защите данных и соблюдении конфиденциальности. Исходя из практики сегодняшнего дня, можно сказать, что немногие компании решаются на то, чтобы отдавать данные по своим сотрудникам в стороннюю организацию.

Все эти трудности стоят того, чтобы подойти к ним более серьезно. Анализ проблем, возникающий при реализации корпоративной методики, может подсказать оптимальное решение, которое устроит как исполнителя, так и заказчика.

С точки зрения технологии реализации, серьезный водораздел проходит между бланковыми и компьютерными решениями. Попытка вписать эти два подхода в одну классификацию будет слишком громоздкой. Рассмотрим компьютерные решения, оставив «бумажные» за пределами классификации. Чтобы подробнее рассмотреть плюсы или минусы каждого из этих решений нужно выделить признаки, по которым эти решения различаются.

Всего существует 324 комбинации приведенных 6 признаков. И каждое из технологических решений, приведенных в первом списке (кроме, пожалуй, бланкового «бумажного» решения) соответствует одной из этих 324 комбинаций. И так как компьютерных решений всего 4, остаются еще 320 нерассмотренных, «неназванных» технологии.

Можно отметить, что в каждом признаке все входящие в него варианты образуют ранговою шкалу по критерию, который можно назвать «технологичностью», - в том смысле, что расположенный ниже в списке вариант решения является более технологичным, чем варианты, расположенные в списке до него. «Большая технологичность» в данном смысле подразумевает решение как минимум одной дополнительной технологической проблемы, с которой сталкивается разработчик, удовлетворяющий требования заказчика с учетом собственных интересов.

В качестве еще одного свойства большинства перечисленных выше признаков можно отметить возможность включения в более технологичный вариант решений из всех предыдущих вариантов. Т.е. каждый следующий технологический шаг не отменяет достижений предыдущих этапов, а только дополняет их. Опираясь на этот список можно предположить существование «самого технологичного» решения, позволяющего минимизировать противоречия между заказчиком и исполнителем.

Таким «идеальным» на основе приведенных выше критериев решением можно считать:

   6. Использование специализированного приложения со встроенным Web-сервером

Это приложение ставится на один из компьютеров, подключается к SQL-серверу, защищается электронным ключом для лицензирования доступа к методике (но может использовать и удаленный сервер лицензий), и представляет собой специализированный Web-сервер, взаимодействующий с клиентами, работающими через браузер как в сети Интернет, так и в Интранете. Такое решение объединяет в себе как плюсы Web-технологий (простота доступа к Web-странице, отсутствие необходимости в дополнительном программном обеспечении) в ответ на пожелания заказчика, так и плюсы специализированных закрытых приложений (защита от копирования, закрытость исходного кода и возможность закрывать компоненты методики, лицензирование запусков через электронный ключ или сервер лицензий) в качестве мер защиты интересов исполнителя.

Преимущество такой системы заключено не просто в сумме ее возможностей. Благодаря их синергетическому взаимодействию появляется принципиально новый продукт. Более подробно о реализации системы «E-Test» можно посмотреть на www.e-test.ru.

Здесь также можно провести аналогию с решениями, принятыми в рамках ERP-систем (SAP R/3, MBS Axapta, Oracle EBS) - больших и дорогостоящих корпоративных решений в сфере управления ресурсами предприятия - современные ERP-системы пошли по тому же пути, обеспечивая их пользователям возможность работы с приложением через встроенные Web-сервисы. Что дает дополнительные возможности для интеграции решений в существующие технологические схемы крупных предприятий, уже работающих с ERP-системами.

Электронная почта: hi@bssl.ru
Телефон в Москве: +7 (495) 796-5599
BSSL © ООО «Бизнес Софтвер Солюшенс», 2005-2017
ОГРН 1057749634568
All rights reserved
www.bssl.ru