/  Статьи

MBTI "Определитель Типов Майерс и Бриггс"

Екатерина Орел

MBTI "Определитель Типов Майерс и Бриггс" один из самых популярных на сегодняшний день личностных психологических тестов. Тест был разработан в первой половине 20го века Кэтрин Кук Бриггс и ее дочерьею Изабель Бриггс Майерс для того, чтобы определить, к какому психологическому типу принадлежит человек. Несмотря на обилие, казалось бы, подобных методик, этот тест является одним из наиболее популярных инструментов в оценке персонала, особенно в России.

В психологической литературе известно три варианта русскоязычного MBTI адаптация Ю. Б. Гиппенрейтер (Москва), А. А. Рукавишникова (Ярославль) и разработка психологов из Санкт-Петербурга. К сожалению, в открытом доступе нет данных о валидности и надежности этих версий, однако авторитет, по крайней мере, первого разработчика позволяет предположить, что адаптация выполнена по всем правилам.

Однако, прежде чем говорить о российских особенностях использования MBTI, нужно поднять вопрос о правообладании. Все права на распространение методики по всему миру принадлежат американской компании CРР (Пало-Альто, Калифорния). Компания CPР ведет список "квалифицированных пользователей" владельцев полной легальной версии MBTI, которая сопровождается всеми необходимыми обучающими материалами. Нужно отметить, что в списке компаний, с помощью которых можно приобрести сертификат на использование методики, нет ни одной российской. Более того, нет информации ни об одном покупателе из России.

В России MBTI пользуется огромной популярностью у менеджеров по персоналу. Многие пишут восторженные отзывы, как типология Майерс-Бриггс помогает им работать с людьми, отбирать персонал и принимать кадровые решения. Этот уровень популярности определяет и спрос на методику. В свободном доступе в сети находится несколько ее вариантов на русском языке, и, к сожалению, нам не удалось установить их авторов и найти данные о валидности и надежности этих версий.

Понимание того, что есть MBTI и типология Майерс-Бриггс у российских менеджеров тоже свое. Кто-то полагает, что MBTI "это разработка питерских ученых", кто-то считает, что типология Майерс и Бриггс основана на учении Юнга об архетипах, где-то типологии приписываются соционические корни. То есть, к сожалению, четкого понимания того, что это за инструмент, для чего он используется и откуда он появился, у русскоязычных пользователей нет. Мы надеемся, что эта статья внесет некоторую ясность в этот вопрос.

Общая информация.

Задача теста MBTI определить, к какому психологическому типу, по типологии тех же авторов, Майерс и Бриггс, принадлежит респондент. Тип в данном контексте определяется следующим образом: каждый человек в своем поведении выбирает из большого количества возможных реакций ту, которая, как ему кажется, приведет к оптимальному результату. Однако замечено, что у каждого человека есть свой предпочитаемый набор реакций, которые проявляются чаще всего. И, наоборот, есть что-то, что поведению человека совсем несвойственно. Например, мы вряд ли будем ожидать от интроверта бурной организаторской деятельности, требующей интенсивного общения с разными людьми. Скорее, более предпочтительным для него будет тщательное осмысление ситуации и попытка разрешить проблему своими силами, не вступая в лишние контакты. Таким образом, тип это набор предпочитаемых человеком способов поведения в самых разных ситуациях.

За основу они взяли психологические типы, выделенные еще Карлом Юнгом, и добавили к ним свои. В результате возникли 4 дихотомических черты, отражающие мотивы и поведение человека: Экстраверсия / Интроверсия, Ощущение / Интуиция, Логика / Чувствование, Рассудительность / Импульсивность.

Экстарверты и интроверты отличаются друг от друга по направленности личности вовне, или внутрь себя, по тому, откуда они черпают свою энергию. Экстраверту для полноценной жизни необходимо постоянное общение, он сконцентрирован на окружающих людях. Без постоянных контактов с окружающим миром экстраверт зачахнет. Экстраверты легко сходятся с людьми, умеют легко найти подход к человеку, "настроиться на его волну". Инроверт же, наоборот, концентрируется, в первую очередь, на своих мыслях, чувствах и переживаниях. Это не означает, что он нелюдимый бука и мизантроп. Интроверты более рефлексивны, более тонко чувствуют и переживают, а также сочувствуют и сопереживают. Они легче переносят одиночество, но это вовсе не означает, что им трудно находиться на людях.

Оппозиция "Ощущение / Интуиция" предполагает разделение по тому, на что человек бессознательно опирается в принятии решений. Первые склонны опираться на информацию, которую они получают непосредственно из окружающей среды, через органы чувств (отсюда и название типа). Они сконцентрированы на настоящем, на той реальности, которая их окружает, и замечают и фиксируют мельчайшие детали. Поэтому они внимательны и собраны. Вторые, наоборот, характеризуется направленностью в будущее, люди этого типа стремятся увидеть все возможные варианты и предугадать направление развития ситуации.

Шкала "Логика / Чувствование" также отражает особенности принятия решений, но уже на уровне сознания. Логики, как это ясно из названия черты, действуют на основе законов логики. Для них важно соответствие формальным правилам, которые (что очень важно) они понимают и принимают, видят под ними логическое основание. Прежде чем принять решение, они проводят детальный анализ ситуации, чтобы получить как можно более объективную картину. Люди "чувствующие" в своих поступках исходят, прежде всего, из общечеловеческих ценностей, даже если они противоречат законам логики. То есть, принимают решения сердцем, а не головой.

Люди "рассудительные" предпочитают иметь четко прописанный план на ближайшее и не очень будущее. "Импульсивные", наоборот, чаще поступают спонтанно, легко перестраиваются и меняют планы, которые обычно бывают весьма расплывчатыми.

Комбинация этих черт и определяет тип, к которому человек принадлежит. Всего таких типов 16, и обозначаются они буквенными сочетаниями, по первым буквам составляющих их черт. В каждом типе проявляется только один полюс черты, то есть человек не может объединять в себе черты экстраверта и интроверта, или рационального и интуитивного подходов. Знатоки типологии выделяют еще 4 обобщенных типа, но на них мы не будем подробно останавливаться.

Тест Майерс Бриггс, позволяющий отнести человека к тому или иному типу, состоит из 94 вопросов, делящихся на два вида. В ассоциативных заданиях ему предлагается выбрать из пары слов, имеющих противоположное значение, то, которое ему более близко, например: "Какое из двух слов для Вас более привлекательно: систематический спонтанный, анализировать симпатизировать, прощать терпеть?" и так далее. Вопросы, касающиеся поведения самого респондента, могут звучать следующим образом: "Как Вы считаете, распорядок дня для Вас: а) удобный способ организации и выполнения дел; б) тягостен и обременителен, даже когда необходим." Каждый вопрос имеет всего два варианта ответа. При подсчете баллов суммируются ответы по каждой шкале суммируются, и эта сумма соответствует степени выраженности каждой черты. На основе этих результатов респондента относят к одному из 16 типов.

Тест MBTI имеет очень широкую область применения: его используют в педагогике, психологическом консультировании (в том числе, и в профориентации) и в работе с персоналом.

Критика.

Наиболее существенный недостаток методики, по мнению многих психологов, это отсутствие научно обоснованного теоретического базиса. Дело в том, что и типология Юнга, и дополнения к ней, внесенные Майерс и Бриггс, делались на основе фактов из личного опыта и наблюдения за окружающими. Поэтому, при всем уважении к авторитетам авторов типологии, ее полноту (охват всех существенных аспектов проявлений личности) нельзя считать научно обоснованной.

Также вопросы вызывают и показатели валидности и надежности теста. Методика устроена таким образом, что противоположные типы (Экстраверт и Интроверт, к примеру) являются двумя полюсами одной шкалы. Если расположить множество оценок, полученных людьми по фактору Экстраверсия Интроверсия, на этой шкале, то логично было бы предположить, что по ее краям появятся эксцессы скопления большого количества оценок вокруг одного и того же значения, а середина шкалы будет практически пуста. Такое распределение оценок показывает, что типы Экстраверта и Интроверта действительно противоположны друг другу. Но в случае с MBTI можно наблюдать обратную картину: почти все результаты по этой шкале группируются вокруг середины, и хотя и можно выделить два эксцесса, расстояние между ними настолько мало, что его можно отнести к статистической погрешности. Содержательно, это означает, что нет четкого критерия, отделяющего один полюс шкалы от другого, а, следовательно, что носители разных типов на самом деле реализуют практически одинаковые модели поведения.

Надежность теста проверялась повторным тестированием группы респондентов. Оказалось, что только у 47% из них при повторном тестировании выделяется тот же тип, что и в первый раз. Это означает, что больше половины респондентов получают другие результаты, и выводы, сделанные при первом тестировании, никак нельзя назвать достоверными. А ведь возможность повторно пройти тест есть далеко не у каждого.

Все эти недостатки являются причиной того, что MBTI из диагностического инструмента превратился в некую подпорку для экспертных суждений. Принципиальное отличие любого теста от мнения эксперта заключается в том, что стандартизованный тест в гораздо большей свободен от влияния того, кто его проводит, его мнений, установок, профессионализма. Эксперт же, прежде всего, человек, он делает выводы, исходя из своего видеиния ситуации. Не зря большинство специалистов, применяющих MBTI, говорят о том, что пользоваться им может только человек, имеющий большой опыт классификации людей по типологии Майерс Бриггс. Проводятся специальные семинары, где учат находить признаки того или иного типа в поведении и речи человека. Но если для отнесения респондента к тому или иному типу достаточно взгляда эксперта, встает закономерный вопрос,: «аА зачем в таком случае нужен сам тест?» При всей утрированности, исходя из всего вышесказанного, этот вопрос уже не кажется столь абсурдным.

Электронная почта: hi@bssl.ru
Телефон в Москве: +7 (495) 796-5599
BSSL © ООО «Бизнес Софтвер Солюшенс», 2005-2017
ОГРН 1057749634568
All rights reserved
www.bssl.ru